Как приятно осознавать себя частью этого искусства, настолько многогранной, не имеющую четких предметных границ, без которого не создается ни один современный предмет или здание.
Дизайн – как вид проектно-художественной деятельности, существует наравне с архитектурой или инженерным проектированием. Но многие не придают должного значения этой сфере, считая ее поверхностной. Так ли это?
Посмотрим в историю…
СловоDesign (дизайн) впервые появилось примерно четыре века назад, и было распространено по всей Европе. Выражение "designo intero" переводиться с итальянского как рожденная и внушенная Богом идея. Аналогичную интерпретацию этого слова дает Оксфордский словарь в 1588 году:
"Задуманный человеком план или схема чего-то, что будет реализовано, первый набросок будущего произведения искусства".
После завершения промышленной революции, а это случилось уже в первой половине 19 века, зародилась новая профессия - художник-проектировщик промышленных изделий (современным языком –дизайнер). В этот же период слово Design (дизайн) впервые появляется в названии журнала, в Англии в 1849 году. Его основатель был Генри Коул, государственный деятель, художник – проектировщик, инициатор Всемирно известной выставки в Лондоне (1851г.). В одном из первых номеров этого журнала редактор Ричард Редгрейв писал о дизайне:
«Дизайн имеет двойственную природу. На первом месте – строгое соответствие назначению создаваемой вещи. На втором -украшение или орнаментирование этой полезной структуры. Слово «дизайн» для многих связывается чаще всего со вторым, с независимым орнаментом, противопоставленным полезной функции, нежели с единством обоих сторон.»
В современном понимании Design с английского языка означает замысел, проект, чертеж, рисунок. Дизайнер же – человек, умеющий планировать, рисовать, чертить. Причем интересно, что «дизайнер» в переводе с английского – это «хитроумный человек». Дизайн охватил за последние сто лет практически все сферы деятельности человека. Видимо секрет популярности дизайна XX века заключается в его большей эффективности и возможности разнообразного применения. И действительно при создании любого изделия будь то офисный предмет, одежда, транспорт, здание необходим проект или, как принято говорить, необходимо представить концепцию, дизайнерское решение. Здесь можно отметить, что в современных условиях это уже необходимость.
Считается, что дизайнер в принципе может заниматься всем, его метод мышления – поиск оригинальных, остроумных, эстетически осмысленных решений на основе минимальных материальных затрат – универсален. Потому дизайнер универсал, что видит общую организацию формы в вещах. Его творческая работа – определение формальных свойств промышленно произведенных предметов, их «приручение» с точки зрения удобства пользования, соразмерности человеку (эргономика), достижение рационального и современного внешнего вида. Он учитывает соответствие выбранной формы с применением той или иной технологии и материалов, ориентируется на определенные культурные группы и типы потребителей.
Результат дизайнерской деятельности (дизайн-проект) должен представляться в виде чертежей, расчетов и наглядных материалов. И нельзя забывать, что дизайн - процесс творческий, поэтому не исключается субъективный фактор, влияющий на стиль самого изделия.
Современный дизайнер решает ряд задач далеких от украшательства, как это практиковалось в начале XX века. Ему приходиться пользоваться математическим аппаратом, иметь познания в естественных и общественных науках и, конечно, обладать образным мышлением с навыками художника. Только владея всеми этими средствами, можно создавать "живучие" изделия, прошедшие длительную проверку временем.
Сами дизайнеры так говорят о сфере своих занятий:
«Не существует границ между художником и дизайнером» (Эйко Исиока, Япония)
«Дизайнер – создатель среды будущего» (Джо Коломбо, Италия)
«Техника не должна покупать культуру, она сама должна стать культурой» (Этторе Соттсасс, Италия)
«Дизайнер может и должен учувствовать в поиске смысла, в конструировании цивилизованного мира» (Филип Старк, США)
Основные категории дизайна:
Образ - идеальное представление об объекте, художественно-образная модель, созданная воображением дизайнера.
Функция - работа, которую должно выполнять изделие, а также смысловая, знаковая и ценностная роли вещи.
Морфология - строение, структура формы изделия, организованная в соответствии с его функцией, материалом и способом изготовления, воплощающее замысел дизайнера.
Технологическая форма - морфология, воплощенная в способе промышленного производства вещи-объекта дизайн-проектирования в результате художественного осмысления технологии.
Эстетическая ценность - особое значение объекта, выявляемое человеком в ситуации эстетического восприятия, эмоционального, чувственного переживания и оценки степени соответствия объекта эстетическому идеалу субъекта.
Таким образом, мы имеем с вами уникальную возможность жить в современном обществе, где дизайн отвечает за целостность предметного мира. И думаю, многие посмотрят уже по-новому, более масштабно и значимо на понятие Дизайн и дизайнер.