Рассылка статей
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Review design-next.ru on alexa.com
Яндекс.Метрика
Родственные Сайты

Дизайн – это искусство гармонии несовместимого

гармония 4, от огурца отрезаем ломтики киви, лимона, апельсина, помидора, свеклыКак приятно осознавать себя частью этого искусства, настолько многогранной, не имеющую четких предметных границ, без которого не создается ни один современный предмет или здание.

Дизайн – как вид проектно-художественной деятельности,  существует  наравне с архитектурой или инженерным проектированием. Но многие не придают должного значения этой сфере, считая ее  поверхностной. Так ли это?

Посмотрим в историю…

Слово Design (дизайн) впервые появилось  примерно четыре века назад, и было распространено по всей Европе. Выражение "designo intero" переводиться с итальянского как рожденная и внушенная Богом идея. Аналогичную интерпретацию этого слова дает Оксфордский словарь в 1588 году:

"Задуманный человеком план или схема чего-то, что будет реализовано, первый набросок будущего произведения искусства".

После завершения промышленной революции, а это случилось уже в первой половине 19 века, зародилась новая профессия -  художник-проектировщик промышленных изделий (современным языком –дизайнер). В этот же период слово Design (дизайн) впервые появляется в названии журнала, в Англии в 1849 году. Его основатель был Генри Коул, государственный деятель, художник – проектировщик, инициатор Всемирно известной выставки в Лондоне (1851г.). В одном из первых номеров этого  журнала редактор Ричард Редгрейв писал о дизайне:

«Дизайн имеет двойственную природу. На первом месте – строгое соответствие назначению создаваемой вещи. На втором -украшение  или орнаментирование этой полезной структуры. Слово «дизайн» для многих связывается чаще всего со вторым, с независимым орнаментом, противопоставленным полезной функции, нежели с единством обоих сторон.»

В современном понимании Design с английского языка означает замысел, проект, чертеж, рисунок. Дизайнер же – человек, умеющий планировать, рисовать, чертить. Причем интересно, что «дизайнер» в переводе с английского – это «хитроумный человек». Дизайн охватил за последние сто лет практически все сферы деятельности человека. Видимо секрет популярности дизайна XX века заключается в его большей эффективности и  возможности разнообразного применения. И действительно при создании любого изделия будь то офисный предмет, одежда, транспорт, здание необходим проект или, как принято говорить, необходимо представить концепцию, дизайнерское решение. Здесь можно отметить, что в современных условиях это уже  необходимость.

Считается, что дизайнер в принципе может заниматься всем, его метод мышления – поиск оригинальных, остроумных, эстетически осмысленных решений на основе минимальных материальных затрат – универсален. Потому дизайнер универсал, что видит общую организацию формы в вещах. Его творческая работа – определение формальных свойств промышленно произведенных предметов, их «приручение» с точки зрения удобства пользования, соразмерности человеку (эргономика), достижение рационального и современного внешнего вида. Он учитывает соответствие выбранной формы с применением той или иной технологии и материалов, ориентируется на определенные культурные группы и типы потребителей.

Результат дизайнерской деятельности (дизайн-проект) должен представляться в виде чертежей, расчетов и наглядных материалов. И нельзя забывать, что дизайн - процесс творческий, поэтому не исключается субъективный фактор, влияющий на стиль самого изделия.

Современный дизайнер решает ряд задач далеких от украшательства, как это практиковалось в начале XX века. Ему приходиться пользоваться математическим аппаратом, иметь познания в естественных и общественных науках и, конечно, обладать образным мышлением с навыками художника. Только владея всеми этими средствами, можно создавать "живучие" изделия, прошедшие длительную проверку временем.

Сами дизайнеры так говорят о сфере своих занятий:

«Не существует границ между художником и дизайнером» (Эйко Исиока, Япония)

«Дизайнер – создатель среды будущего» (Джо Коломбо, Италия)

«Техника не должна покупать культуру, она сама должна стать культурой» (Этторе Соттсасс, Италия)

«Дизайнер может и должен учувствовать в поиске смысла, в конструировании цивилизованного мира» (Филип Старк, США)

Основные категории дизайна:

Образ - идеальное представление об объекте, художественно-образная модель, созданная воображением дизайнера.

Функция - работа, которую должно выполнять изделие, а также смысловая, знаковая и ценностная роли вещи.

Морфология - строение, структура формы изделия, организованная в соответствии с его функцией, материалом и способом изготовления, воплощающее замысел дизайнера.

Технологическая форма - морфология, воплощенная в способе промышленного производства вещи-объекта дизайн-проектирования в результате художественного осмысления технологии.

Эстетическая ценность - особое значение объекта, выявляемое человеком в ситуации эстетического восприятия, эмоционального, чувственного переживания и оценки степени соответствия объекта эстетическому идеалу субъекта.

Таким образом, мы имеем с вами уникальную возможность жить в современном обществе, где дизайн отвечает за целостность предметного мира. И  думаю, многие посмотрят уже по-новому, более масштабно и значимо на понятие Дизайн  и дизайнер.



Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь с нами

No related posts.

Оставить комментарий